Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://er.knutd.edu.ua/handle/123456789/14669
Название: Творчість Віктора Єфименка в контексті розвитку української книжкової графіки (остання третина ХХ ст.)
Авторы: Спасскова, О. П.
Ключевые слова: графіка України
В. Єфименко
одеський художник-графік
мистецтво ХХ століття
графика Украины
В. Ефименко
одесский художник-график
искусство ХХ века
graphics of Ukraine
V. Efimenko
Odessa graphic artist
art of the twentieth century
Дата публикации: 2019
Библиографическое описание: Спасскова О. П. Творчість Віктора Єфименка в контексті розвитку української книжкової графіки (остання третина ХХ ст.) [Текст] / О. П. Спасскова // Art and Design. - 2019. - № 2 (06). - С. 144-152.
Source: Art and Design
Краткий осмотр (реферат): Метою роботи є дослідження творчості одеського графіка Віктора Єфименка (1933–1994) в контексті розвитку української книжкової графіки останньої третини ХХ століття. В основу дослідження покладено історико-культурологічний, порівняльно-типологічний та образно-стилістичний методи дослідження, що дало змогу цілісного аналізу графічних робіт В. Г. Єфименка. Головним є мистецтвознавчий аналіз творів книжкової та станкової графіки. Остання третина ХХ століття відзначена змінами в культурному житті країни. Українські художники прагнули долучитися до загальноєвропейської та світової тенденції художнього розвитку, яка характеризувалася різноманіттям стилів і методів. Незважаючи на велике значення державних вимог і стандартів, які існували на той час, художники намагалися втілювати у життя хвилюючі їх соціально значущі теми. Розглянуто взаємозв’язок між індивідуальним стилем графіки В. Єфименка і загальним художнім процесом. На основі художньо-стилістичного аналізу виявлено взаємозв’язок творчості В. Г. Єфименка з українським та світовим мистецтвом. Доведено, що творам майстра властиве особисте, філософське прочитання текстів та їх образне відтворення мовою графіки. Відзначено, що висловити свої філософські ідеї В. Єфименко міг завдяки вільному володінню техніками ліногравюри і офорту. Наукова новизна полягає у тому, що книжкова та станкова графіка В. Г. Єфименка до теперішнього часу не мала наукового дослідження. Увага мистецтвознавців була зосереджена в основному на живописі представників Одеської художньої школи, тому наше дослідження спрямоване на розширення уяви про графіку одеських майстрів. Практична значущість дослідження полягає у можливості використання напрацьованих результатів у розробці лекційного курсу з історії графіки України ХХ століття, а також у дослідницькій роботі практиків та теоретиків сучасного мистецтва.
Целью работы является исследование творчества одесского графика Виктора Ефименко (1933-1994) в контексте развития украинской книжной графики последней трети ХХ века. В основу исследования положен историко-культурологический, сравнительно-типологический и образно-стилистический методы исследования, что позволило достичь целостного анализа графических работ В. Ефименко. Главным является искусствоведческий анализ произведений книжной и станковой графики. Последняя треть ХХ века отмечена изменениями в культурной жизни страны. Украинские художники стремились приобщиться к общеевропейской и мировой тенденции художественного развития, которая характеризовалась многообразием стилей и методов. Несмотря на то, что большое значение имели государственные требования и стандарты, художники пытались воплощать в жизнь волнующие их социально значимые темы. Рассмотрена взаимосвязь между индивидуальным стилем графики В. Г. Ефименко и общим художественным процессом. На основе художественно-стилистического анализа выявлена взаимосвязь творчества В. Г. Ефименко с украинским и мировым искусством. Раскрыто, что произведениям мастера свойственно глубоко личное, философское прочтение текстов и их образное воспроизведение языком графики. Отмечено, что выразить философские идеи В. Ефименко мог благодаря свободному владению техниками линогравюры и офорта. Научная новизна заключается в том, что книжная и станковая графика В. Г. Ефименко до настоящего времени не была должным образом исследована. Внимание искусствоведов было сосредоточено только на живописи представителей Одесской художественной школы, поэтому наша статья направлена на расширение представления о графике одесских мастеров. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования наработанных результатов в разработке лекционного курса по истории графики Украины ХХ века, а также в исследовательской работе практиков и теоретиков современного искусства.
The purpose of the work is to study the creativity of the Odessa graphic artist Viktor Efimenko (1933-1994) in the context of the development of Ukrainian book graphics of the last third of the twentieth century. The basis of our research is the historical-cultural, comparative-typological and figurative-stylistic research methods, which made it possible to achieve a holistic analysis of the graphic works of V. Efimenko. The main thing is the art history analysis of works of book and easel graphic. The last third of the twentieth century is marked by changes in the cultural life of the country. Ukrainian artists sought to join the European and world trends in artistic development, which was characterized by a variety of styles and methods. Despite the fact that state requirements and standards were of great importance, the artists tried to put in to practice the socially relevant topics of concern to them. Two directions of the master's creativity are considered: book and easel illustration. The relationship between the individual graphic style of V. Efimenko and the general artistic process is considered. On the basis of the artistic and stylistic analysis, the interrelation of V. Efimenko’s creativity with the Ukrainian and world artist revealed. It is revealed that the master's works are characterized by a deeply personal, philosophical reading of texts and their figurative reproduction in the language of graphics. It is noted that V. Efimenko could express his philosophical ideas thanks to his free possession of linocut and etching techniques. Scientific novelty lies in the fact that the book and easel graphics V. Efimenko so far has not been properly investigated. The attention of art critics was focused only on the painting of representatives of the Odessa Art School, so our article aims to expand the understanding of the graphics of Odessa masters. The practical significance of the research lies in the possibility of using the accumulated results in the development of a lecture course on the history of graphic arts in Ukraine of the twentieth century, as well as in the research work of practitioners and theorists of modern art.
DOI: 10.30857/2617-0272.2019.2.14
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://er.knutd.edu.ua/handle/123456789/14669
ISSN: 2617-0272
Располагается в коллекциях:Наукові публікації (статті)
Art and Design

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
artdes_2019_N2_P144-152.pdf458,44 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.