Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://er.knutd.edu.ua/handle/123456789/16400
Название: Концептуальна ілюстрація як напрям сучасної книжкової графіки
Другие названия: Conceptual illustration as a direction of the modern book design
Концептуальная иллюстрация как направление современной книжной графики
Авторы: Хведчик, В. Л.
Сєдак, О. І.
Ключевые слова: концепція
концептуалізм
концептуальна ілюстрація
книжкова ілюстрація
концепция
концептуализм
концептуальная иллюстрация
книжная иллюстрация
concept
conceptual art
conceptual illustration
book illustration
Дата публикации: 2020
Библиографическое описание: Хведчик В. Л. Концептуальна ілюстрація як напрям сучасної книжкової графіки [Електронний ресурс] / В. Л. Хведчик, О. І. Сєдак // Технології та дизайн. - 2020. - № 3 (36). - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/td_2020_3_5.
Source: Технології та дизайн
Краткий осмотр (реферат): Метою статті є розгляд особливостей формування й сучасного розвитку концептуальної ілюстрації, визначення своєрідності та умов виникнення сучасного значення концептуальної творчості і змістовності тлумачення цього поняття, а також ролі концептуальної ілюстрації у сучасному графічному мистецтві. Методика написання статті побудована на використанні загальнонаукових методів дослідження концептуальної ілюстрації – описово-порівняльного, системно-аналітичного й термінологічного аналізу. В процесі проведення дослідів й аналізу наукової теорії та художньої практики останніх десятиліть виявлена обмеженість наукових досліджень із заявленого питання, і, як наслідок, відсутність чітко визначеного ставлення щодо досліджуваного явища й офіційного загальноприйнятого тлумачення терміну "концептуальна ілюстрація". Для досягнення мети було виокремлено функції ілюстрації та особливості концептуального мистецтва, що дозволило визначити відмінні риси, властиві концептуальній ілюстрації, та сформувати нове науково обґрунтоване визначення терміну. За результатами дослідження вперше розкритий вплив концептуальної ілюстрації останніх десятиліть на сучасний розвиток графічної культури, виявлена якісна її різниця від книжкової ілюстрації к. ХХ ст., що позначена художньо-образною неоднорідністю творчих рішень. Запропонована нова система визначення терміну "концептуальна ілюстрація", яка сприяє усуненню існуючих теоретичних суперечностей щодо термінології з цього питання, його науковому обґрунтуванню, сформоване нове бачення теми. Сформована теоретична основа, за допомогою якої можна створити критерії оцінки робіт у жанрі концептуальної ілюстрації. Отримані результати запропоновані сучасним художникам-ілюстраторам для використання в їх практичній діяльності для удосконалення дизайн-продукту, а також у визначенні міри впливу концептуальної ілюстрації на структурно-композиційну будову книги та доцільність її сучасного використання у справі видавництва.
Целью статьи является рассмотрение особенностей формирования и современного развития концептуальной иллюстрации, определение своеобразия, условий возникновения современного значения концептуального творчества и содержания толкования этого понятия, а также роли концептуальной иллюстрации в современном графическом искусстве. Методика написания статьи построена на использовании общенаучных методов исследования концептуальной иллюстрации – описательно-сравнительного, системно-аналитического и терминологического анализа. В процессе проведения опытов и анализа научной теории и художественной практики последних десятилетий обнаружена ограниченность научных исследований по заявленному вопросу, и, как следствие, отсутствие четко определенного отношения к исследуемому явлению и официального общепринятого толкования термина "концептуальная иллюстрация". Для достижения цели были выделены функции иллюстрации и особенности концептуального искусства, что позволило определить отличительные черты, присущие концептуальной иллюстрации, и сформировать новое научно обоснованное определение термина. По результатам исследования впервые раскрыто влияние концептуальной иллюстрации последних десятилетий на современное развитие графической культуры, обнаружено качественное ее отличие от книжной иллюстрации к. ХХ в., отмечающееся художественно-образной неоднородностью творческих решений. Предложена новая система определения термина "концептуальная иллюстрация", которая способствует устранению существующих теоретических противоречий относительно терминологии по этому вопросу, его научному обоснованию, сформировано новое видение темы. Сформирована теоретическая основа, с помощью которой можно создать критерии оценки работ в жанре концептуальной иллюстрации. Полученные результаты предложены современным художникам-иллюстраторам для использования в их практической деятельности для совершенствования дизайн-продукта, а также в определении степени влияния концептуальной иллюстрации на структурно-композиционное строение книги и целесообразность ее современного использования в деле издательства.
Purpose of the article is to consider the peculiarities of the formation and modern development of conceptual illustration, to determine the originality and conditions of the modern meaning of conceptual art and the interpretation of this concept, as well as the role of conceptual illustration in modern graphic art. Methodology is based on the use of general scientific methods of research of conceptual illustration – descriptive-comparative, system-analytical and terminological analysis. In the process of conducting research, analysis of scientific theory and artistic practice in recent decades, limited research on this issue was revealed and, consequently, the lack of a clear attitude to the phenomenon and the official common interpretation of the term "conceptual illustration". To achieve this goal, the functions of illustration and features of conceptual art were identified, which allowed us to identify the distinctive features inherent in conceptual illustration, and to form a new scientifically sound definition of the term. According to the results of the research, the influence of conceptual illustration of the last decades on the modern development of graphic culture was revealed for the first time. The difference between the modern conceptual illustration and book illustration of the end of the 20th century was revealed. A new definition of the term "conceptual illustration" is proposed, which helps to eliminate the existing theoretical contradictions regarding the terminology on this issue, its scientific substantiation; a new vision of the topic has been formed. The theoretical basis has been formed that allows to create criteria of an estimation of works in a genre of conceptual illustration. The obtained results are offered to modern illustrators for use in their practical activities to improve the design product, as well as in determining the impact of conceptual illustration on the structural and compositional structure of the book, and the feasibility of its modern use in publishing.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://nbuv.gov.ua/UJRN/td_2020_3_5
https://er.knutd.edu.ua/handle/123456789/16400
ISSN: 2304-2605
Располагается в коллекциях:Електронний науковий журнал «Технології та дизайн»
Наукові публікації (статті)

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
td_2020_N3_05.pdf550,76 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.